Я давно хотела, чтобы Сашка рассказал своей маме о моих особенностях. Я такая, всегда такой была и всегда такой буду. Я не хочу неприятных ситуаций из-за недопониманий, а такие уже иногда случаются. К тому же, Ольга - часть моей семьи, и я считаю, что у нее есть полное право это узнать.
Поскольку в данный период своей жизни я испытываю огромные трудности в общении из-за социофобии, и поскольку мама все-таки Сашкина, сию почетную обязанность поначалу возложили на него. Прошло месяца два, а он так и не подобрал подходящих слов. Посоветовались с моими, они заявили, что о таком лучше молчать. Ну ла-а-а-адно. Может, им виднее. Прошел месяц, и - бац! - еще две неприятные ситуации. Я не перезвонила Ольге, и - вчера Сашке пришлось попросить ее не подниматься к нам, потому что "Надя плохо себя чувствует".
К счастью, вчера же эта эпопея и закончилась. Ольга поинтересовалась, что со мной не так, и он все рассказал - вдаваясь в детали и особенности поведения, но тщательно избегая термина "аутизм". Ольге же сам термин, скорее всего, в принципе не знаком, но, как выяснилось, очень хорошо знакомо явление. На примере ее брата. Она относится к этому с огромным пониманием, куда большим, чем то, которое поначалу по отношении ко мне проявлял Сашка; и очень жалеет, что ей сказали только сейчас. Я тоже очень жалею. А Сашка (и моя мама, которой я сообщила сию радостную новость) просто с облегчением выдохнули.
Люди, а почему вас так пугает термин "аутизм"? Рассмотрим пример плохого слуха. У меня есть слуховые аппараты, но они не всегда помогают идеально, а иногда я могу забыть их дома. Все плохослышащие люди, которых я знаю, очень стесняются этого факта, и это может вести к неприятным ситуациям. Я же, когда плохо кого-то слышу, так и говорю: я плохо слышу и я сейчас без слуховых аппаратов. Я вас хорошо пойму, просто говорите, пожалуйста, четче. И все прекрасно. А они - стесняются! Для них это что-то ужасное, признаться, что они плохо слышат или что им необходим слуховой аппарат. Для них это какая-то постыдная неполноценность, делающая их ущербными, хотя те же очки они носят и не стесняются.
Не столь давно я прочитала в англоязычном блоге очень меткое суждение: "мы не люди "с аутизмом", мы аутисты". Дело в том, что аутизм - не болезнь, это особенность нервной системы (в отличие от той же социофобии). Такими рождаются и живут всю жизнь. Люди рождаются высокими и низкими; в каждом случае бывают свои неудобства, но они находят способы с этим справляться. Например, я низкая и мне нужен стул, чтобы достать некоторые вещи, которые другие достают так. Зато высокие люди постоянно бьются лбом о вещи, до которых я попросту не достаю. Люди рождаются холериками и флегматиками, рыжими и шатенами, с наличием или отсутствием музыкального слуха, сообразительными и не очень. Это все нормальные черты, они составляют личность человека и не делают его "плохим" или "хорошим", "правильным" или "неправильным". Из ста детей 99 рождаются нейротипиками, и один - аутистом. И это тоже совершенно нормально.
Конечно, есть случаи тяжелого аутизма. Это, как и любая крайность, приносит свои трудности. Если мне тяжело общаться с людьми и я от этого сильно устаю, им тяжело настолько, что они вообще не в состоянии общаться вербально. И если я могу протянуть какое-то время до сенсорной перегрузки, потом вовремя уйти в себя и выпить валерьянки - и пережить это мирно, у них это быстрее, неожиданнее и чаще. Если мне тяжело, когда Сашка берет не ту тарелку (вплоть до истерики, если я, например, устала), у них таких правил и условностей гораздо больше, и срывает их от этого чаще. Если я могу не сразу понять, что я голодна или плохо себя чувствую, они могут еще дольше не понимать, что это огонь и он жжется. Но с этим учатся жить, как учатся жить с любыми достоинствами и недостатками. С этим можно вести счастливую, полноценную жизнь. Такие даже служат в армии - в элитных частях. Ведь, разумеется, кроме описанных (и многих других) минусов, у нашей особенности есть и немало плюсов.
Если бы мне предложили принять волшебную таблетку и стать нейротипиком, я бы отказалась. Пусть это иногда тяжело, но мне нравится быть аутисткой.
edjekora
| воскресенье, 27 сентября 2015